ГлавнаяРегистрацияВход Копитнари Пятница, 28.07.2017, 05:35
  Каталог статей Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Мои статьи

Михаил Жирохов журнал «Авиамастер» №6 / 2000 г.Часть2
19 июля 1992 года боевые действия в Карабахе разгорелись с новой силой. Армянские войска перешли в наступление на северном участке фронта. Несмотря на плохую погоду, азербайджанская авиация активно наносила удары по армянским колоннам, штабам и артиллерийским позициям.
  По рассказу одного из русских добровольцев в Карабахе, командира зенитной установки ЗУ-23-2, на закате 19 июля он лично сбил один из двух низколетящих азербайджанских Су-24, пытавшихся уничтожить батарею армянских гаубиц Д-30. Из-за быстрого наступления темноты поиски летчика организовали лишь на следующее утро. В горах нашли только парашют, кресло и в нескольких километрах – обломки взорвавшегося самолета.
  По сведениям, полученным от пленных, летчику удалось катапультироваться и, используя надувной плот, спуститься по реке на азербайджанскую территорию. Пилотом был русский подполковник, воевавший до этого в Афганистане. Какова судьба второго члена экипажа Су-24, осталось невыясненным.
  Между тем, азербайджанская армия, подтянув резервы, остановила натиск противника. Армяне оседлали высоты, прилегающие к Мардакерту и нависающие над равниной. Высоты постоянно обстреливались «Градами» и артиллерией, по два-три раза в день армян «навещали» азербайджанские Ми-24.
  Зенитное прикрытие Мардакертских высот осуществляли две ЗУ-23-2, одна из которых, трофейная, была смонтирована на «Урале». Так как наклонная дальность огня этих установок всего 2,5 км, они прикрывали только одну высотку, а остальные боевые группы полагались на ПЗРК. Но применение экипажами Ми-24 тепловых ловушек надежно защищало их от устаревших «Стрел». Вертолеты действовали группами по 4-6 машин, устраивая «карусель» над армянскими позициями. Летая по кругу, Ми-24 поочередно пикировали на цель, в то время как остальные вели наблюдение и прикрывали друг друга от огня с задней полусферы.
  8 августа несколько вертолетов провели отвлекающий маневр, а еще одна пара, подойдя на малой высоте, повредила «Урал» с зениткой. Через несколько дней установку добили ракетой.
  Вскоре по Лачинскому коридору из Еревана в Карабах прибыло восемь 57-мм зениток С-60. Два орудия перебросили на Мардакертские высоты для усиления ПВО, но в первом же бою с вертолетами азербайджанский Ми-24 на малой высоте подкрался к позиции и поразил одно орудие. Однако хорошо подготовленный расчет ЗУ-23-2 отомстил противнику, уничтожив другой Ми-24 в этом же бою.
  После артподготовки и атаки вертолетов азербайджанский танковый батальон при поддержке «Градов» и большого количества пехоты перешел в атаку, разгромив армянскую группировку и отбросив ее на десяток километров от Мардакертских высот.
  В ходе боев в Мардакертском районе азербайджанцы потеряли еще один самолет. 20 августа зенитным огнем был сбит МиГ-25ПД, в кабине которого сидел бывший летчик-истребитель 82-го ИАП ПВО киевлянин Александр Беличенко. 16-й боевой вылет на карабахской войне для него оказался последним. Летчик катапультировался и попал в плен. Его доставили в штаб, а затем – в Главное управление национальной безопасности Нагорного Карабаха. Вскоре Беличенко пришлось выступить на пресс-конференции для иностранных журналистов, где его продемонстрировали в качестве наглядного примера того, что Азербайджан привлекает к ведению боевых действий наемников.
  Вот выдержка из рассказа пилота:
  «После расформирования части, где я проходил службу, мне практически некуда было податься с семьей. Как-то раз в наполовину опустевшем военном городке, где проживали наши семьи, появились эмиссары Народного Фронта Азербайджана. Нам, немногим оставшимся в городке пилотам, было предложено за соответствующую плату перегнать несколько боевых машин с военного аэродрома в населенном пункте Насосный на военный аэродром Кировабада (Гянджи), находившийся поблизости с границами Карабаха. Мы согласились. Дальше – больше. Нам предложили сделать несколько разведывательно-боевых вылетов в районы, занятые армянами. Вопреки расхожим мнениям, плата за работу была определена не за каждый боевой вылет, а помесячно и составляла 5000 долларов. Мне помогли отправить семью на Украину, к родителям, и я снова почувствовал, что кому-то нужен.
  В Карабахе на боевые задания летал месяц. Перед очередным вылетом мне давали карту с нанесенными на ней объектами, подлежащими уничтожению. Что это были за объекты, мне не говорили. За день до того, как меня сбили, я решил прервать контракт и улететь в Киев, к семье. Однако меня уговорили сделать еще один боевой вылет, после чего я получу причитающуюся сумму денег и билет на самолет до Киева. Я решился. Сидя в кабине, думал только о том, что скоро окажусь дома. Видимо, из-за этого при подлете к объекту проявил невнимательность, в результате – был сбит.»
  Верховный суд Армении приговорил летчика к смертной казни. Однако в результате переговоров между президентами России, Армении и Азербайджана много пленных наемников было помиловано. В их числе оказался и Беличенко. Взвесив все за и против, он решил остаться в Карабахе. Сегодня «ветеран войны» служит начальником аэропорта в Степанакерте.
  В августе 1992 г. было отмечено первое применение армянами нескольких Ми-24, а в сентябре азербайджанцы заявили об уничтожении одного из них. Второй армянский Ми-24 был сбит 12 ноября.
  Первоначально азербайджанской авиации противостояла весьма слабая ПВО армян, насчитывавшая шесть зениток ЗУ-23-2, четыре самоходных ЗСУ-23-4 «Шилка», четыре 57-мм зенитки С-60 и несколько десятков устаревших ПЗРК «Стрела-2М». Градобойные пушки полноценными зенитками, разумеется, не являлись. Позже прибыли уже упоминавшиеся восемь С-60, а у азербайджанцев была захвачена ЗУ-23-2 на шасси «Урала» и еще одна «Шилка». Эти маловысотные средства не могли эффективно противостоять налетам самолетов противника, и азербайджанская авиация практически ежедневно наносила удары по Степанакерту, Иногда производилось по 3-4 налета в день. Обычно азербайджанские экипажи действовали парами, атакуя цели с высот более 4000 м. Хотя точность бомбометания была низкой, эта высота обеспечивала неуязвимость самолетов, Иногда использовалась другая тактика. Самолеты уходили ложным маршрутом, потом делали крюк и на высоте 100-200 метров с неожиданного направления производили удар по городу. Потери среди населения были весьма значительны. О потерях среди военнослужащих армяне по понятным причинам не сообщали.
  С августа 1992 г. азербайджанские самолеты, помимо обычных «фугасок», стали сбрасывать рассеивающие бомбовые контейнеры РБК-250 и РБК-500 с мелкими осколочными бомбами. Оружие не только эффективное против живой силы, но и весьма впечатляющего действия. РБК обеспечивали накрытие большой площади – городского квартала, сельской улицы – исчезавших в сплошных пыльных клубах разрывов.

  23 августа Степанакерт бомбили три Су-25. Одна из 500-кг бомб попала в пятиэтажное здание гостиницы, где жили беженцы из Мардакертского района. Погибли 14 человек. А 31 августа на столицу Карабаха было сброшено 20 РБК. Жертвами налета стали 16 человек и 121 был ранен.
  Есть данные, что к боевым действиям с обеих сторон нелегально привлекались и российские экипажи. Так, майор Сергей Синюшкин и капитан Евгений Карлов, оказавшись вне контроля командования, согласились «за разумную оплату» произвести боевой вылет в интересах азербайджанской армии. К несчастью для летчиков, этот полет для них оказался последним. Оба незадачливых наемника «пали смертью храбрых».
  Сообщалось также, что 4 сентября 1992 года армяне при помощи ПЗРК «сняли» азербайджанский МиГ-21, а его пилот попал в плен. Следующей жертвой армянских зенитчиков стал Ми-24, сбитый 18 сентября.
  Несмотря на успех летнего контрнаступления в Мардакертском районе, в азербайджанском Генштабе ясно понимали, что полной победы можно достичь только после перекрытия Лачинского коридора. Поэтому в середине сентября 2-й армейский корпус Азербайджана под командованием генерал-майора Далдаша Рзаева, преодолев Карабахский хребет, с.севера начал наступление на Лачин. Но армяне, успевшие создать мощные укрепления, остановили противника буквально в трех километрах от города. 3 сентября карабахский лидер Георгий Петросян объявил, что «республика занята формированием регулярной армии и это позволяет надеяться на перелом в ходе боевых действий». Как оказалось, это были не пустые слова.
  Кроме ударов по городам и населенным пунктам, ВВС Азербайджана стали чаще привлекаться для авиационной поддержки своих войск и уничтожения опорных пунктов врага, а в октябре 1992 были отмечены попытки бомбить армянские транспортные колонны в Лачинском коридоре.
  Так как в тот период Армения еще не имела боевых самолетов, азербайджанские ВВС не встречали сопротивления в воздухе. Но с передачей Армении техники бывшей Советской Армии карабахские армяне смогли создать надежную систему ПВО, дополнив имеющиеся зенитки, «Шилки» и ПЗРК мобильными ракетными комплексами «Оса» и «Круг». Это сразу сказалось на потерях азербайджанской авиации.
  10 октября 1992 г. она лишилась второго Су-25, сбитого в районе села Малибейли после удара по Степанакерту. От пилота, не успевшего катапультироваться, мало что осталось, по обрывкам документов удалось определить только имя – Александр.
По западным данным, 7 декабря 1992 г. азербайджанцы потеряли от зенитного огня в Мартунинском районе Ми-24 и очередной Су-25. А к началу 1993 года у Азербайджана оставалось 8 Ми-24 (из 14 полученных), и у Армении 11 таких вертолетов (из 13).
  15 января 1993 г. армянской ПВО удалось сбить еще один МиГ-21 ВВС Азербайджана.
  В феврале 1993 года Карабахцы предприняли новое наступление в Мардакертском районе. Мобильные армянские отряды вышли к Сангарскому водохранилищу, перерезав дорогу на Кельбаджар. Таким образом, 2-й армейский корпус азербайджанской армии оказался зажат между Арменией и Карабахом с двух сторон и отрезан от Азербайджана труднопреодолимым зимой Карабахским хребтом (высота до 3700 м).
  Попытка азербайджанской армии в середине марта нанести контрудар провалилась. А уже 25 марта армяне начали кельбаджарскую операцию, в ходе которой 2-й АК Азербайджана был разгромлен. Личный состав, бросив тяжелую технику (15 танков и БМП), через Карабахский хребет ушел в сторону Гянджи. Азербайджан заявил, что основной удар был нанесен со стороны Армении, а с Карабаха – лишь вспомогательный. Так или иначе, но кельбаджарская операция поставила Армению и Азербайджан на грань открытой войны. В ходе операции армяне взяли под свой контроль почти половину армяно-азербайджанской границы, значительно расширив лачинский коридор, и открыли вторую дорогу из Армении в Карабах.
  Сразу после взятия Кельбаджара карабахцы провели наступление на Физули, пытаясь отрезать от Азербайджана южную группировку азербайджанской армии. Хотя они были остановлены в 4-5 км от города, Азербайджану пришлось стянуть туда, все резервы. Закрепившись,на подступах Физули, армяне начали наступление из района Лачинского коридора на Кубатлы, оттеснив противника еще на 25-30 километров.
  Тем временем внутриполитическая обстановка в Азербайджане резко обострилась. На фоне военных поражений 4 июня 1993 года в Гяндже вспыхнул антиправительственный мятеж 709-й бригады полковника Сурета Гусейнова, потребовавшего смещения президента Азербайджана, лидера Народного фронта Абульфаза Эльчибея, как неспособного возглавить оборону страны. Гусейнова поддержали некоторые другие воинские подразделения. И хотя до серьезных боев между мятежниками и правительственными частями не дошло, президент ушел в отставку, а его полномочия взял на себя прилетевший из Москвы Гейдар Алиев.
  Мятеж Сурета Гусейнова сыграл только на руку армянам. Пока их противники занимались междоусобными разборками, карабахцы развернули наступление на Агдам, являвшийся главной опорной базой азербайджанской армии в войне против Карабаха. В городе находились склады боеприпасов бывшей СА, базировалась танковая бригада (точнее – то, что от нее осталось), ремонтная база, к тому же из находящегося на перекрестке дорог города можно было наступать как в сторону Степанакерта, так и Мардакерта. Дальнобойная артиллерия из окрестностей Агдама регулярно обстреливала Степанакерт.
  18 июня 1993 г. группировка из 40 армянских танков при поддержке «Градов», пехоты и вертолетов Ми-24 вышла к окраинам Агдама и начала обходить город с севера. Больше месяца шли упорные бои за Агдамский укрепрайон, и только 24-25 июля город был взят.
  Теперь единственной потенциальной опасностью для карабахцев осталась так называемая зангеланская дуга на юге Карабаха, образуемая городами Физули, Джебраил, Кубатлы и Зангелан. В Кубатлинском и Зангеланском районах азербайджанская армия имела примерно два пехотных полка, которые теоретически могли угрожать Лачину. Но пополнения и снабжение этой группировки шли только через прифронтовые Физули и Джебраил. 18 августа армяне захватили Физули, а 19 августа – Джебраил, отрезав южную группировку азербайджанской армии.
  Утром 19 августа три азербайджанских самолета нанесли удар по городу Кафан на юго-востоке Армении, убив 10 человек. В последующие дни объектами атак стали населенные пункты Мартунинского и Гадрутского районов Карабаха.
  Несмотря на это, Армянские силы продолжали разгром южной группировки противника – 25-30 августа бои шли уже на подступах к Кубатлы и Зангелану. 1 сентября армяне сбили Ми-24, и в этот же день пал Кубатлы, а вслед за ним был взят Зангелан.
  Результат летней кампании 1993 года для Азербайджана можно оценить одним словом – катастрофа. Семь районов страны были полностью или частично оккупированы «Армянским экспедиционным корпусом». Хотя официально Армения не участвует в войне, ясно, что 200-тысячное армянское население Карабаха не может создать столь боеспособную армию без активной поддержки извне. Азербайджан снова наводнили беженцы с оккупированных территорий, по разным оценкам, от 300 до 500 тысяч человек. Азербайджанская армия была истощена и деморализована. Ощутимые потери (на фоне общего числа самолетов) понесли и военно-воздушные силы. Азербайджанские источники приводят следующий список потерь своих ВВС по состоянию на осень 1993 г.:
  1 МиГ-21
  1 МиГ-23
  2 Су-25
  2 МиГ-25РБ
  1 МиГ-25П
  3 Л-29
  Как видите, перечень этот далеко не во всем совпадает с армянскими данными. Те называют большее число Су-25, упоминают и Су-24, но ничего не говорят об Л-29. Вполне возможно, что армяне, не знавшие о применении учебно-боевых «Дельфинов» в качестве бомбардировщиков, принимали их за Су-25.
  Летний разгром привел к назначению нового министра обороны Азербайджана. Им стал «афганец» генерал-лейтенант Мамедрафи Мамедов, жесткими методами наведший в армии дисциплину. За уклонение от призыва, дезертирство, самовольное оставление позиций – расстрел. Благодаря столь решительным мерам армия была подготовлена к новому наступлению.
  Впервые азербайджанские войска начали активные наступательные действия зимой – в конце декабря 1993 г. Удары наносились сразу с трех направлений. На севере азербайджанские войска с боем взяли перевал Омар и заняли несколько сел Кельбаджарского района. На востоке атакам подверглись Агдам и Мардакерт. На юге – Физули и пограничный с Ираном Горадиз. Однако к середине февраля наступление выдохлось, а получившие подкрепление карабахцы вернули под свой контроль большинство потерянных позиций.
  23 января 1994 г. армянские боевые вертолеты нанесли удар по азербайджанскому населенному пункту у границ Карабаха. В тот же день пара азербайджанских самолетов бомбила армян, которые сообщили об уничтожении одного Су-25, однако Азербайджан опроверг это сообщение. 17 февраля при сопровождении разведчика Су-24МР над Веденисским районом Армении был сбит азербайджанский МиГ-21, пилот которого попал в плен.
  В 1994 году впервые отмечено появление боевых самолетов у Армении. Известно, что четыре Су-25 были переданы Россией в рамках военного сотрудничества СНГ. Они принимали участие в боях с азербайджанскими войсками, а один штурмовик, по армянским данным, был сбит противником. Любопытно, что западная пресса зафиксировала среди авиаинцидентов уничтожение армянами 18 января 1994 г. собственного Су-22. Скорее всего, речь идет об одном и том же случае, и сбит был все-таки Су-25, которые у Армении имеются, в отличие от Су-22, которых у нее, судя по всему, нет.
  25 марта 1994 г. два азербайджанских самолета сбросили РБК на позиции армян у Горадиза, причем пострадали и азербайджанские солдаты. В этот же день армянская ПВО воспрепятствовала налету на Степанакерт.
  10 апреля азербайджанский самолет сбросил на Степанакерт три бомбы, в том числе одну РБК-500 с шариковым заполнением. Ударам подверглись и другие населенные пункты. ТВ продемонстрировало видеокадры, где ясно виден характерный силуэт Су-25. По всей видимости, азербайджанцы смогли получить несколько таких штурмовиков из соседней Грузии, где они оставались с момента распада Союза на Тбилисском авиазаводе. По другим данным, распространенным одним из западных информагентств, Азербайджан в 1993 году тайно приобрел четыре Су-25 на Украине.
  12 апреля два самолета вновь бомбили Степанакерт, убив двоих и ранив 38 человек. Один из самолетов был сбит над селом Чипа, а его летчик катапультировался. 23 апреля 1994 г. группа из семи азербайджанских самолетов нанесла мощный удар по Степанакерту, однако один из них (Су-25) был сбит ПВО. Азербайджанская сторона признала потерю, но утверждала, что это произошло в результате аварии над своей территорией. Летчик катапультировался и благополучно вернулся на базу.
  12 мая 1994 года стороны подписали соглашение о перемирии, которое, несмотря на отдельные перестрелки, соблюдается по сей день. Всего за период с 21 ноября 1991 года до 12 мая 1994 года на столицу Карабаха Степанакерт было сброшено (по армянским данным)180 РБК и около сотни 500-кг осколочно-фугасных бомб, а также 8 ОДАБ.
  В целом, можно смело утверждать, что карабахская война закончилась победой армянской стороны. Армяне практически полностью контролируют Нагорный Карабах, а также Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский, Физулинский, Кельбаджарский и Агдамский районы Азербайджана, создав там так называемые «зоны безопасности».
  Несомненно также, что Азербайджан вряд ли способен смириться с потерей 20% своей территории. С его стороны вполне возможно возобновление попыток вернуть эти земли под свой контроль, тем более что Нагорно-Карабахская республика так и не была официально признана мировым сообществом. Одним словом, конфликт продолжается. И предугадать, как и когда будет развязан (или разрублен) запутанный карабахский узел, сейчас не возьмется никто.


Категория: Мои статьи | Добавил: kopitnari (18.04.2009)
Просмотров: 1191 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 4
4  
На связи я жив и здоров мне с вами приятно общаться звоните мне 89081498800

3  
Кому нужен наёмник начальник авиации Азербайджана Кравцов В. предатель Российской армии и захвативший полк миг 25 и ОВЭ . Я знаю место его проживания . Данную сволочь ограбившего лётчиков и меня , забравшего деньги за компенсацию Азербайджанцами квартир . Он живёт в Воронеже .

2  
спасибо за интересный блог

1  
Посылаю Вам свой ответ на прочитанный мною очерк Аяза Мамедова "Прерванный полёт" :

Почему от Вас нет ответа? Хотел бы поделиться своими воспоминаниями и достоверными фактами. В Сангачалах никогда не базировались МИ-8, и отряда небыло. Мне Армавирское училище передало свои самолёты Л-29 и Л-39, которые Азербайджанцы перегнали и продали большую часть в Чечню. Потом я смотрел по телевизору как их на аэродроме в Грозном уничтожали. Первый вертолёт, о котором Вы писале в очерке, перегонял Сенюшкин, а лётчики гражданские с Ми-8 так же не перегоняли вертолёты, как командиры экипажа, потому, что они сидели вместо операторов. Это большая разница. На Первый вертолёт, который взлетел с Сангачал, подняли с Сумгаита, с аэродрома насосной были подняты два Миг-25 для уничтожения. Я лично поставил в известность Мамедова, Начальника тыла, который дослуживал в СССР, не был уволен, но формировал кадры и тыл Азербайджанской армии. после этого был захвачен аэродром насосный в Сумгаите. Я лично был так же свидетелем на данном аэродроме, где в тот момент получал вещевой аттестат. Добирался туда и обратно своим ходом на попутках. Вертолёты, которые угнали с Сангачал я с инженером хотел уничтожить, подожгли только один, ночью. Часовые так стреляли, что в чистом поле не могли попасть, сгорело только одно колесо. Всё это я делал потому что не верил в развал СССР, а в армии мы были просто братья. Вся моя воинская часть и прежде всего Азербайжанцы, которые у меня служили ( их было 60%) это люди которые совершили подвиг с 1990 по 1992 год. Спасли и эвакуировали на вертолётах Ми 24 людей разных национальностей с территории Азербайджана. А в 1990 г. когда лётчики пришли к себе домой то членов семей в гарнизоне не оказалось, их как скотов, бывший командный состав дивизии, вывез до Сумгаита, стоя на Камазах (самасвалах) не поставив в извесность лётчиков. А лётный состав в тот момент продолжал эвакуировать население на боевых вертолётах. Это впервые в вертолётной авиации на бевых вертолётах, неприспособленных, спасли 1316 человек. 1990-1992год. Кроме этого мы возили грузы, ящики с боеприпасами под самый потолок вместо транспортной авиации. Вот это подвиг лётного состава и всей части. Но никаму до этого не было дела. Штаб дивизии в Алятах занимался грабежом, так полковник Скульский (начальник автослужбы дивизии) в неизвестном направлении за ночь отправил технику НЗ , где она находиться до сих пор неизвестно - его в Азербайджане обЪявили национальным врагом. По моим данным всё ушло в Грузию, а затем в Чечню. Свидетелем был Арефкин, он в Марниуле стал командиром эскадрильи.Ко мне на аэродром Сангачалы приезжал полковник со штаба армии, уговаривал меня перегнать все вертолёты в Тбилиси. Семьи предлагал перевезти в вертолётах. За брошенное в Азербайджане имущество (личное имущество семьи) предлагали огромную денежную компенсацию, семьи расположить в Санатории, а через месяц перевезут в Москву в новые квартиры. Я об этом сказал Сейфалу и тогда начались действия о которых я не мог предполагать - захват аэродрома, построение семей вместе с детьми (в 23-00 в гарнизоне Сангачалы) урозы всем открытым текстом, открывали стрельбу в верх из автоматов. но это были не местные Азербайджанцы, а местные нас потом успокаивали. Мы жили очень хорошо. Потом я начал принимать сам действия.
Прочитав эту информацию Аяз Мамедов трусит и не общается со мной.


Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Категории каталога
Мои статьи [10]
история полка [0]
контактная информация однополчан [0]
контактная информация по алфавиту
Афганистан 1984-1989 г [0]
Афганистан 1984-1989 г
Как это было 1991г-1992г. [0]
Как это было 1991г-1992г.

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26

Поиск

Друзья сайта

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz